Что такое бэкап? Зачем делать бэкап блога? Как делать бэкап блога на WordPress? Сохранение БД и файлов в WordPress с помощью плагинов.

На хабре прочитал новость, что сегодня «Международный день бэкапа» и решил написать небольшую статью об этом событии, а также дать некоторые простые советы как периодически делать бэкап своего блога на WordPress. Кстати, хотя я и пишу данную статью применимо к блогу на Wordpress, описанные здесь методы также используются для любых других сайтов.

Простые советы как делать бэкап блога на WordPress? Международный день бэкапа

Международный день бэкапа (с англ. World Backup Day) — это день, который призывает пользователей делать резервное копирование своих данных. Идея сделать 31 марта всемирным днем бэкапа принадлежит пользователям социального новостного сайта Reddit. Почему именно 31 марта? 1 апреля — довольно непредсказуемое событие и никогда не знаешь, что может произойти в этот день 🙂

Что такое бэкап?

Бэкап (с англ. backup) — это резервное сохранение любых данных на случай их восстановления в дальнейшем при утрате или повреждении на основном носителе. Данные сохраняются на различные внешние носители, такие как жесткие диски, CD-диски, флешки и другие. Данные могут сохраняться как в «офлайне», так и удаленно на других серверах.

Дальше я буду использовать данный термин применимо к блогу на WordPress.

Зачем делать бэкап блога?

На данный вопрос, в принципе, отвечает и само определение, но все-таки рассмотрим наиболее основные причины:

  1. Ошибки WordPress — ошибки, которые возникают в результате работы с WordPress (кодинг, обновление WordPress). При этом ошибки могут возникать как из-за внутренних факторов (т.е. действий с вашей стороны), так и из-за внешних (например, взлом блога).
  2. Работа с хостингом. Перенос своего блога на другой хостинг. Тут могут быть две причины: или вас не устраивает хостинг, или хостинг не устраиваете вы.
  3. Психологический фактор. Если у вас есть резервная копия вашего блога, то вы намного проще воспринимаете любые форс-мажоры, которые так или иначе случаются всегда.

Всё выше перечисленное можно объединить в одну основную причину — это «независимость» вашего блога от любых воздействий на него как с внутренней, так и с внешней стороны. Каждый хочет быть независимым от чего-либо или кого-либо, и поэтому необходимо заранее позаботиться об этом!

Как делать бэкап блога на WordPress?

Прежде всего нужно определиться с тем, что нам необходимо сохранять. Основное — это база данных (БД) и все файлы на хостинге (в каталоге public_html).

Для сохранения БД и файлов можно использовать такие способы:

  1. Сохранение БД и файлов через панель управления сайтом на хостинге.
  2. Сохранение файлов через FTP.
  3. Сохранение БД и файлов с помощью специальных плагинов WordPress.

Сохранение через панель управления сайтом

Наиболее распространенные панели управления сайтами — это DirectAdmin и cPanel. Поэтому ниже применимо к этим панелям я рассмотрю основные возможности для резервного копирования и восстановления копий.

Сохранение БД и файлов в DirectAdmin

Входим в панель управления своего блога DirectAdmin. Далее «Создать/Восстановить резервную копию».

Сохранение БД и файлов в DirectAdmin

В появившемся окне выбираем пункты для сохранения. Кроме базы данных здесь можно сохранить и другую информацию: данные сайта, настройки E-Mail и FTP. Также обратите внимание, что здесь можно посмотреть все резервные копии и восстановить все настройки.





Сохранение БД и файлов в DirectAdmin

Выбираем все пункты и нажимаем «Создать резервную копию».

Далее переходим в пункт «Менеджер файлов» и в каталоге backups через некоторое время появится файл/архив примерно с таким названием: backup-Mar-31-2012-1.tar.gz. Нажимаем на него и скачиваем на компьютер. В этом файле находятся абсолютно все настройки вашего сайта: база данных, все файлы, настройки фтп и e-mail. На хостинге вы можете удалить архив. Что с ним делать дальше читайте ниже.

Сохранение БД и файлов в cPanel

Входим в панель управления своего блога cPanel. Далее «Файлы/Мастер резервного копирования».

Сохранение БД и файлов в cPanel

В появившемся окне нажимаем «Создать резервную копию». Кстати с помощью этого окна можно и восстановить все файлы/настройки.

Создать резервную копию

В появившемся окне можно выбрать отдельные элементы для сохранения: домашний каталог, базы данных MySQL, пересылка электронной почты & фильтры. Или сохранить всё нажатием на «Полная резервная копия», при этом обратите внимание на примечание.

Полная резервная копия

*Примечание. Вы можете использовать эту функцию только для того, чтобы переместить ваш аккаунт на другой сервер или сохранить локальную копию ваших файлов. Вы не можете восстанавливать полные резервные копии при помощи интерфейса cPanel. Дополнительные сведения можно найти по ссылке, приведенной выше.

Выбираем место для сохранения

В следующем окне выбираем место для сохранения. Это может быть удаленный FTP или домашний каталог сайта. Можно также отослать копию на почтовый ящик. Выбираем домашний каталог и нажимаем «Создать резервную копию».

Вернитесь назад и после некоторого времени можете скачать резервную копию прямо из этого окна. Вы должны увидеть файл примерно такого названия: backup-3.31.2012_12-37-43_имя.tar.gz Данный архив содержит абсолютно все настройки вашего аккаунта, сайта, фтп, e-mail и базы данных. На хостинге вы можете удалить архив. Что с ним делать дальше читайте ниже.

Сохранение только БД через cPanel

Входим в панель управления своего блога cPanel. Далее «Базы данных/phpMyAdmin».

Сохранение БД через cPanel

Выбираем слева в колонке нашу базу данных.

Структура

Можно во вкладке «Структура» выбрать таблицы для экспорта или сразу перейти во вкладку «Экспорт» и в упрощенном режиме нажать «ОК».

Экспорт

После этого БД скопируется на ваш компьютер.

Сохранение файлов через FTP

Конечно, все вышеперечисленные методы являются самыми эффективными, но можно делать и по-другому. Если у вас нет каких-то особых настроек, например, вы не пользуетесь почтовым сервисов своего хостинга, то вам и не нужно копировать эти настройки. Тогда можно сохранять вручную только те настройки и файлы, которые действительно необходимы для нормальной работы блога.

Зайдите на фтп хостинга в корневую папку public_html и скопируйте все файлы к себе на компьютер. Я обычно делаю это с помощью программ Total Commander, FileZilla и WinSCP. При этом, если ваш хостинг поддерживает SSH доступ, то желательно использовать именно этот протокол при передаче данных.

Сохранение БД в WordPress

Вы также можете делать бэкап своей базы данных в рамках движка WordPress с помощью специальных плагинов. Я не буду вам кидать подборку из кучи плагинов. Единственный плагин, который показывает стабильную работу уже многие годы — это WordPress Database Backup.

Скачайте плагин на компьютер и распакуйте его в директорию /public_html/wp-content на хостинге. Далее зайдите в админку блога в пункт «Плагины», найдите WordPress Database Backup и активируйте.

После этого в настройках плагина «Инструменты/Резервное копирование» вы можете сохранить БД вручную на сервер, компьютер или отправить на почтовый ящик. Или же вы можете настроить автоматическую отправку базы данных к себе на почтовый ящик по расписанию.

Резервное копирование

При этом предварительно нужно позаботиться о защите своего почтового аккаунта от взлома.

Таким образом в автоматическом режиме копия базы данных будет приходить на ваш почтовый ящик.

Что делать дальше с резервными копиями?

Сохранить резервные копии в «офлайне»

Предварительные сохранения на компьютер не могут гарантировать вам 100% безопасность и защиту данных. Поэтому следует предусмотреть и другие варианты.

На мой взгяд наиболее простой способ сохранить данные в «офлайне» — это скопировать их на множество различных носителей (жёсткие диски, CD-диски, флеш-карты и другие). Можно также использовать свой телефон. При этом как и в интернете стоит опасаться не только повреждений носителей, но также и кражи информации с них. Поэтому вы можете создавать архивы с паролями и другими защитами, после чего сохранять их на носители.

Кроме этого не держите все эти носители в одном месте. Можно, например, «раскидать» их по-разным квартирам или другим местам. Проявите фантазию, используйте безопасные места для хранения.

Топ-10 моих безумных идей, где можно спрятать носитель

  1. Повесьте флешку с данными к себе на шею.
  2. Вшейте диск или флешку под куртку.
  3. Храните носитель под подушкой.
  4. Спрячьте диск в книгу.
  5. Спрячьте флешку в цветочном горшке.
  6. Спрячьте носитель в свой сейф или индивидуальный банковский сейф.
  7. Храните носитель в сливном бочке в пакете для мусора.
  8. Спрячьте носитель в скворечнике или в кондиционере.
  9. Заройте носитель в огороде на своей даче.
  10. Хорошо упакуйте жесткий диск и привяжите его к бую за километр от берега.

Сохранить резервные копии удалённо

Также вы можете сохранить свои копии удалённо: на другом компьютере, сервере. Например, очень популярным в этом плане является сервис для хранения файлов Dropbox.

Можно вручную копировать туда файлы, а можно настроить автоматическое копирование с помощью плагина WordPress Backup to Dropbox. Настройка плагина не сложная, работает он по принципу WordPress Database Backup. Плагин копирует базу данных и все файлы по заданному расписанию.

При этом необходимо позаботиться о безопасности своего аккаунта Dropbox (сложные логин и пароль).

Что ж на этом думаю всё. Надеюсь данная статья поможет вам и вашему блогу стать «независимым» от различных форс-мажоров 😉

Ну и раз уж сегодня такой день, то предлагаю всем сделать очередное резервное копирование своей информации!